Главная/ Пресс-центр/ СМИ о нас/ От Кубы до Камчатки
09.07.2012

От Кубы до Камчатки

Имеющий за плечами семь десятилетий истории Нижнетагильский завод металлоконструкций сегодня активно модернизируется. Находясь в условиях жесткой рыночной конкуренции, предприятие пытается увеличить свою долю на рынке за счет повышения качества продукции, внедрения современных производственных и управленческих технологий. Для технологического рывка у завода сегодня есть все условия, в числе которых богатый опыт выполнения уникальных заказов, крепкие позиции на рынке и четкие горизонты планирования развития. Наш разговор с директором НТЗМК Виталием Парфеновым.

- Виталий Викторович, НТЗМК всегда позиционировался как универсальный завод по изготовлению металлоконструкций, а значительная часть его заказов предназначалась для промышленных объектов. Так ли это сейчас и какие есть новые направления, которые вы осваиваете?

- Конечно, львиную долю составляют промышленные объекты – металлургия и энергетика. Знаковыми заказами последних лет, безусловно, являются комплексы доменных печей № 5,6 ЕВРАЗ-НТМК и №7 НЛМК. Мы единственный в России завод, у которого такой внушительный референс по объектам в области энергетики. Самые свежие примеры – это Среднеуральская ГРЭС, Уренгойская ГРЭС, ГТС «Терешково», Рефтинская ГРЭС (трубо-ленточный конвейер в системе золошлакоудаления). На данный момент ведутся переговоры по поставке металлоконструкций еще на несколько энергоблоков Свердловской области. На многих из промышленных объектов были реализованы уникальные решения. Интересные заказы – это изготовление переходов через реку - специальных опор для ЛЭП, где высота каждой опоры достигает 180 метров. В нефтегазовой промышленности – это факельные установки для ТАНЭКО.

Заметную долю составляют объекты спортивной и транспортной инфраструктуры. В настоящее время НТЗМК выполняет ответственный и престижный заказ - центральный олимпийский стадион в г. Сочи объемом более 10 тысяч тонн металлоконструкций.

Дальневосточный Федеральный университетВ период с 2008 по 2012 год НТЗМК изготовил все здания Дальневосточного федерального университета на о. Русский во Владивостоке, где в этом году пройдет саммит АТЭС.

Для выполнения таких заказов необходимы современные технологии и оборудование. В частности, проектирование конструкций центрального олимпийского стадиона в г. Сочи выполняется в 3D формате в TEKLA STRUCTURE . Олимпийский стадион – это для нас уникальная возможность освоить новые технологии и повысить профессиональный уровень. Это самый крупный и сложный объект за последние десятилетия.

Есть объекты поменьше – спортивные и развлекательные сооружения в Екатеринбурге - аквапарк «Лимпопо», Дворец игровых видов спорта «Уралочка», стадион в Ханты-Мансийске, торговые и офисные центры, высотные здания. Много сделали башен сотовой связи.

НТЗМК освоил производство автодорожных мостов. Изготавливаем мосты для автодорог в Сочи, Пензе, в Свердловской области сделали мост через реку Шегультан. Это направление планируем и дальше развивать. Сегодня очень высокие требования к мостам (новые материалы, новые антикоррозийные покрытия и т.д.).

- Понятно, что невозможно рассказать обо всех, даже очень крупных объектах, которые завод выполнил за всю свою семидесятилетнюю историю, но может, назовете какие-то особые, уникальные?

- Есть ряд объектов советского времени, которые составляют гордость завода. Это стартовый стол для космического корабля «Буран», участие в строительстве автогигантов - «Автоваза», «Камаза». Здание Обкома КПСС – ныне Дома правительства в Екатеринбурге –первое высотное здание в СССР, которое было построено из металлокаркаса. У нас за все годы сформировалась очень обширная география поставок, от Петропавловского – Камчатского (строительство храма из наших металлоконструкций, поскольку там сейсмоопасная зона) – это самый восточный объект, но он не советского времени, до самого западного – аэропорта «Пулково. Самый северный объект –«Норильский никель», а самый южный (если не рассматривать его как западный) у нас находится на Кубе. Есть наши металлоконструкции и во Вьетнаме, в Монголии, Иране, Турции, Пакистане.

- Как сегодня обстоят дела с освоением зарубежных рынков?

- Сейчас мы на зарубежные рынки (кроме Казахстана) не выходим. Находясь в центре Евразийского континента мы проигрываем иностранным конкурентам в цене из-за больших затрат по доставке. При нынешней тарифной политике, которую сегодня проводит РЖД, наши конкурентные преимущества утрачиваются при доставке на расстояние свыше 3 тысяч километров. Точно также и иностранным производителям невыгодно поставлять металлоконструкции на Урал, в Восточную и Западную Сибирь. Поэтому у нас есть свой рынок, иностранных конкурентов нет, но есть конкуренты отечественные (крупные в Кургане и Челябинске, Омске, Белгороде, Новокузнецке, Улан-Уде) и их достаточно много. Сегодня мы занимаем примерно 3% российского рынка, на котором нет монополиста и явного лидера. Такой рынок называется рынком совершенной конкуренции, когда предприятия, чтобы оставаться в нем и быть конкурентоспособными должны модернизировать производства, повышать качество и производительность.

- Чтобы управлять современным, активно модернизируемым предприятием, нужны какие-то особые управленческие технологии?

- Сейчас мы внедряем корпоративную систему управления проектами. Наши заказы всегда уникальны и неповторимы и, как правило, реализуются крупными генподрядчиками, строительными компаниями. Они в своей управленческой технологии используют методологию управления проектами. Соответственно, нашему предприятию, чтобы быть встроенному в их цепочку создания ценности, необходимо также применять эту же методологию. Мы сертифицировали нашу корпоративную систему управления проектами на соответствие второму классу зрелости по системе IPMA – «Дельта». 15 сотрудников завода уже аттестованы на уровень «D» и «С». Это важно для нас и ценно для наших клиентов. Кроме того, мы первый завод в отрасли, система менеджмента качества которого была сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9000. Уже 10 лет через ежегодный международный аудит мы подтверждаем этот сертификат. Мы являемся членами двух СРО («Строители Свердловской области» и «Проектировщики Свердловской области»).

Рынок расставляет приоритеты и если вы хотите быть успешными, необходимо идти в ногу со временем, а иногда и опережать его.

- Спасибо за беседу.